Тема

Р111-04-001 Подготовка высококвалифицированных специалистов (бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов) в современных инновационных областях биологии, соответствующих приоритетным направлениям биологии и биологическим (критическим) технологиям

Аннотация

Руководитель проекта: декан биолого-почвенного факультета,  д.б.н., профессор А.Н. Матвеев, д.б.н., профессор Саловарова В.П.

Наименование структурного подразделения ИГУ, в котором реализуется проект:
Биолого-почвенный факультет
Цель проекта: Развитие научной, методической и материальной базы подготовки бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по приоритетным направлениям  биологической науки на основе инновационных подходов для создания и трансфера новых технологий и продукции, исходя из потребностей формирования и удовлетворения спроса отечественного и регионального рынков.

Ожидаемые результаты проекта в области образовательной деятельности:

Вид результата
Количество
Описание
Новые направления подготовки магистров
 
-
 
Новые направления подготовки бакалавров
 
-
 
Модернизированные направления подготовки магистров
1
В рамках направления 022000  «Экология и природопользование» будут разработаны профили «Экобиотехнология», «Экотоксикология»,
«Молекулярная экология».
В рамках направления 020400 «Биология» будут разработаны профили «Биология клетки», «Биохимия и молекулярная биология», «Гидробиология и ихтиология».
Модернизированные  направления подготовки бакалавров
1
По направлению 020400 «Биология» будут разработаны профили «Биоинженерия и биоинформатика», «Физико-химическая биология» и «Микробная биотехнология».
Новые учебные дисциплины, обеспеченные учебно-методическими комплексами
 
82
Для бакалавриата направления «Биология»:
- Нанобиотехнологии;
- Дискуссионные проблемы эволюционной теории;
- Проблемы микроэволюции;
- Геномика и протеомика.
По профилю «Биоинженерия и биоинформатика»:
- Основы биоинженерии;
- Основы биоинформатики;
- Белковая инженерия;
- Современные технологии изучения экспрессии и структуры генома;
- Клеточные и молекулярные технологии в медицине;
- Математическая биология;
- Молекулярная экология;
- Онкогеномика и онкодиагностика; - Биоинженерия животных;
- Биософт и интернет серверы в биологии;
- Структурная и функциональная геномика.
По профилю «Физико-химическая биология»:
- Молекулярная эволюция;
- Биотехнологии БАВ;
- Клеточные и молекулярные технологии.
По профилю «Микробная биотехнология»:
- Микробные процессы в пищевой промышленности;
- Санитарно-микробиологическая экспертиза пищевых продуктов;
- Микробиология продуктов детского и лечебно-диетического питания;
- Бактериофаги в микробиологической промышленности.
Для магистратуры направления «Биология»:
- Компьютерные технологии в биологии;
- Математическое моделирование биологических процессов;
- Методология научных исследований;
- Методы молекулярно-генетических исследований;
- Математическая обработка результатов исследований.
По профилю «Ихтиология и гидробиология»:
- Рыбохозяйственные исследования водоемов;
- Аквакультура;
- Гидрохимия с основами водной токсикологии;
- Биопродуктивность и рациональное использование водоемов;
- Биоиндикация водных экосистем.
По профилю «Биохимия и молекулярная биология»:
- Молекулярные основы экспрессии генов;
- Биосинтез макромолекул;
- Генетически модифицированные организмы;
- Молекулярная биология белков;
- Молекулярная биология нуклеиновых кислот;
- Сигнальные системы клетки.
По профилю «Биология клетки»:
- Биоинформатика;
- Клеточная и тканевая инженерия; - Регуляция внутриклеточных процессов;
- Онкогенез;
- Нутригеномика;
- Цитопатология и цитодиагностика;
- Функциональная геномика;
- Молекулярная биология акариот;
- Молекулярные механизмы репарации;
- Молекулярная биофизика.
Для магистратуры направления «Экология и природопользование»:
- Физико-химическая экология;
- Современные проблемы экологии и природопользования;
- Современные методы экологических исследований.
По профилю «Молекулярная экология»:
- Теоретические основы молекулярной экологии;
- Молекулярные адаптации и прикладная геномика;
- Молекулярная и экологическая генетика;
- Генетическая инвентаризация живых организмов;
- Молекулярные маркеры экологических патологий;
-Мутагены и канцерогены среды обитания человека;
- Биочипы и биосенсоры;
- Эндоэкология;
- Компьютерные технологии в молекулярной экологии.
По профилю «Экотоксикология»:
- Основные классы загрязнителей и формирование ксенобиотического профиля среды;
- Токсикология водных организмов; - Механизмы токсического действия экотоксикантов;
- Основные поллютанты Байкальского региона и их источники;
- Бытовые токсиканты. Действие антидотов и первая помощь при отравлениях;
- Химические загрязнители почв и методы их диагностики;
- Методы обнаружения и качественного определения поллютантов;
- Генетическая токсикология и генетически-активные факторы среды;
- Экотоксикология радионуклидов; - Молекулярно-биологические маркеры стрессовых состояний гидробионтов;
- Природные токсины.
По профилю «Экобиотехнология»:
- Биотехнология получения БАВ;
- Биотехнология процессов утилизации отходов;
- Биоремедиация загрязненных субстратов;
- Очистка сточных вод и водоподготовка;
- Роль микроорганизмов в трансформации и минерализации экотоксикантов;
- Вермикультивирование и биоорганическое земледелие;
- Биотопливо: технология получения и перспективы применения;
- Основы переработки биологических отходов;
- Биотехнология в сельском хозяйстве;
- Пробиотики: технология производства, практическое использование;
- Биогеотехнология металлов.
Модернизированные учебные дисциплины, обеспеченные учебно-методическими комплексами
 
10
Для бакалавриата направления «Биология»:
- Синергетика;
- Генная инженерия;
- Клеточная и молекулярная иммунология;
- Молекулярные механизмы морфогенеза;
- Большой практикум;
- Генетика и селекция микроорганизмов;
- Дезинфекция и стерилизация в пищевой промышленности.
Для магистратуры направления «Биология»:
- Учение о биосфере;
- Современные проблемы биологии;
- Молекулярные механизмы адаптации.
Новые программы практик
15
1. Программы специализированных практик по трем профилям подготовки бакалавров:
- «Биоинженерия и биоинформатика»,
- «Физико-химическая биология»,
- «Микробная биотехнология».
2. Для трех профилей магистратуры направления «Биология» программы двух видов практик:
- Научно-исследовательская практика,
- Научно-исследовательская работа.
3. Для трех профилей магистратуры направления «Экология и природопользование» программы двух видов практик:
- Производственная практика по профилю,
- Научно-исследовательская работа.
Модернизированные программы практик
4
Программы Учебных практик бакалавриата по направлению «Биология»:
- Учебная практика по биоразнообразию (ботаника),
- Учебная практика по зоологии беспозвоночных,
- Учебная практика по зоологии позвоночных,
- Учебная практика по экологии.
Новые программы повышения квалификации
1
Развитие системы подготовки высококвалифицированных специалистов  в области биоинформатики
Модернизированные программы повышения квалификации
2
1. Вопросы подготовки кадров в сфере биологических и биоинформационных технологий.
2. Актуальные проблемы и стратегия развития системы профессиональной подготовки кадров по приоритетным направлениям биологии и экологии.
Стажировки преподавателей и аспирантов в ведущих зарубежных научно-образовательных центрах,
в том числе молодых (аспиранты, преподаватели без степени и кандидаты наук до 35 лет включительно, доктора наук до 40 лет включительно на январь 2012 г.)
-
 
Стажировки преподавателей и аспирантов в ведущих российских научно-образовательных центрах,
в том числе молодых (аспиранты, преподаватели без степени и кандидаты наук до 35 лет включительно, доктора наук до 40 лет включительно на январь 2012 г.)
6
1. Учебно-научный центр «Экологическая биохимия и биотехнология» (Институт биохимии им. А.Н. Баха и Российский университет дружбы народов, Москва);
2. Ботанический институт РАН (С.-Петербург);
3. Институт переподготовки и повышения квалификации при Новосибирском государственном университете;
4. Институт генетики РАН (г. Москва);
5. МГУ (г. Москва);
6. Институт систематики и экологии животных г. Новосибирск.
Конференции, школы, семинары, проведенные в рамках реализации проекта
9
1. III Всероссийская конференция «Развитие физико-химической биологии и биотехнологии на современном этапе» (октябрь 2013 г.);
2. Всероссийская конференция «Современные проблемы ботаники» (ноябрь 2013 г.);
3. Международная междисциплинарная научная школа для молодых ученых ФГБОУ ВПО «ИГУ» совместно с другими вузами региона, институтами СО РАН, университетами Германии, Франции и США с участием студентов, аспирантов и докторантов по теме «Озерные экосистемы в условиях глобальных изменений» (июль 2012, 2013, 2014 гг.);
4. Всероссийская конференция «Современные проблемы биологии» (ноябрь 2014 г.);
5. Ежегодная научно-теоретическая конференция на биолого-почвенном факультете (апрель 2012, 2013, 2014 гг.).
Базовые кафедры, созданные  научными (РАН) и/или производственными организациями в рамках реализации проекта
1
Базовая кафедра СИФИБР СО РАН – «Кафедра физиологии растений, клеточной биологии и генетики».
Иные результаты
 
Модернизация лекционных аудиторий и создание  двух научно-образовательных лабораторий, оснащенных современным оборудованием и передовыми программными продуктами, позволяющих проводить обучение студентов и аспирантов на уровне мировых стандартов:
- «Лаборатория молекулярно-генетических исследований и биоинформатики»,
- «Лаборатория физико-химических методов в биологии».
 
 
Подготовка специалистов высшей квалификации по специальности «Биотехнология, в том числе бионанотехнология».
 
 
Проведение научных исследований в области разработки:
а) альтернативных источников энергии;
б) биологически активных добавок;
в) пищевых и кормовых добавок и биоудобрений;
г) биотехнологий выращивания рыбы;
д) биотехнологий переработки отходов;
е) трансгенных растений с заданными свойствами

Бюджет проекта

 
 
 
Всего на 2012 г.
 
Всего на 2013 г.
 
Всего на 2014 г.
  ВСЕГО  РАСХОДОВ
1 300 000
1 200 000
1 200 000

Планируемые показатели

Показатели
Плановые значения по годам
Единица измерения
2012 год
2013 год
2014 год
Количество планируемых к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, подготовленных в рамках реализации проекта
ед.
1 канд.
1 канд. 1 докт.
 
2 канд. 1 докт.
 
Количество публикаций:
                    в том числе:
ед.
 
 
 
монографии по теме проекта
ед.
1
1
2
учебники
ед.
1
2
3
учебные пособия
ед.
1
3
5
статьи в российских научных журналах из списка ВАК по теме проекта 
ед.
6
12
18
статьи в рецензируемых зарубежных журналах по теме проекта
ед.
-
3
5
другие статьи, тезисы докладов конференций по теме проекта
ед.
15
25
35