Тема

Р321-ОУ-011 Организация довузовской и профориентационной работы с одаренными школьниками в довузовской лаборатории робототехники

Аннотация

Название проекта: Организация довузовской и профориентационной работы с одаренными школьниками в довузовской лаборатории робототехники
Руководитель темы: Е.Ю. Кузьмина, доцент, к.ф.-м.н.
Наименование структурного подразделения ИГУ, на базе которого проводится мероприятие: Лицей при ИГУ.

Цель:

Выявить наиболее способных учащихся среди 8-10 классов города Иркутска, в том числе Лицея при ИГУ, сформировать устойчивый интерес учащихся к продолжению образования в университете по физическим и математическим специальностям, заложить основы исследовательской и экспериментальной деятельности учеников через использование учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью. 
 
Образовательная среда ЛЕГО, разработанная LEGO Education – отделением фирмы  LEGO, специализирующимся на разработке учебных комплектов, объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты высококачественных и прочных деталей ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. Детям предлагаются задачи посильной для них сложности, и каждому ученику обеспечивается возможность работать в собственном темпе. Предлагаемая модель учебного процесса довузовской подготовки включает в себя четыре составляющие: установление связей, рефлексию, конструирование и развитие. В зависимости от содержания образовательной деятельности конструкторы объединяются в серии. Наборы сопровождаются методической документацией для учителя и рабочими бланками для учеников. С помощью серии ПервоРобот дети строят работающие модели живых организмов или механических устройств, выполняют физические и биологические эксперименты, осваивают основы информатики и алгоритмики, компьютерное управление и робототехнику. Для старшеклассников профильной школы созданы комплекты по робототехнике ПервоРобот на базе микрокомпьютера NXT – робототехнические конструкторы нового поколения. Особенностями процесса обучения являются: вовлечение учащихся в практическую работу; работа с прототипами и дизайн моделей; приобретение навыков решения задач и работы в команде; накопление практического опыта в программировании, в использовании сенсоров, моторов и измерительных приборов. Отметим также основные особенности образовательных конструкторов Lego:
  1. Универсальность: возможность использования в начальном, основном общем и среднем (полном) общем образовании, в области начального профессионального образования.
  2. Межпредметность: использование на предметах естественно-научного цикла (физика, информатика), гуманитарного (история).
  3. Проектная ориентированная работа с конструктором позволяет организовать факультативное, домашнее и дистанционное обучение конструированию и программированию.
  4. Нетрадиционность: конструкторы развивают творческие, исследовательские, нешаблонные способы деятельности детей.

Описание работ по теме

  • Довузовская подготовка по информатике, физике в рамках функционирования класса робототехники для учащихся 9-10 классов в течение в всего периода действия гранта.
  • Проведение практических занятий по проектированию и моделированию роботов, рассчитанных на три года обучения.
  • Организация конкурсов робототехники для старшеклассников города и области (2014 год).

Основные мероприятия в рамках темы

  • Создание материально-технической базы лаборатории (приобретение класса робототехники) в помещении лицея при ИГУ.
  • Организация и проведение практических работ для учащихся лицея при ИГУ (3 группы).

Целевая аудитория:

Иркутск.
Количество привлеченных («охваченных») школьников: 40.
Количество привлеченных учителей: 3.

Бюджет проекта

 
 
 
 
Всего на 2012 г.
 
Всего на 2013 г.
 
Всего на 2014 г.
   ИТОГО РАСХОДОВ
641 000
 
 

Планируемые показатели

Показатели
Плановые значения по годам
Единица измерения
2012 год
2013 год
2014 год
Количество школьников, участвующих в мероприятиях по теме
чел.
40
80
80
Количество учителей, участвующих в мероприятиях по теме
чел.
3
6
 
Количество опубликованных методических и учебных комплексов
ед.
 
1
 
Количество проведенных лекций/занятий
 
306
612
612
в том числе выездных лекций/занятий
 
 
 
 
Количество школьников-участников мероприятий, подавших заявления на поступление в ИГУ (с 2013 г.)
чел.
x